Попытка реализма, это хорошо, но слишком часто «темно как у негра …. дома» не есть гуть. Однако, начнем анализ тушки с другого – вначале «шерсть» (установка игры, ее запуск), потом «кости» (движок) и самое ценное — «мясо» (игровой процесс, персонажи и сопутствующие товары)
Про «шерсть», положительные моменты 1. Никаких привязок и инету и принудительной регистрации на сайте разработчиков («пламенный привет, товарищ Assassin’s Creed II»; далее AC2) 2. оборудование (джойстик, который windows считает xbox360 joypad) опознается и подхватывается без дерганья разъема. Сам в шутеры на джой-паде не играл, но … верю что есть ценители такого. 3. обозначения функций/действий выводятся как имя кнопок, а не загадочных иконок (не AC2) 4. после загрузки из чек-поинта или при первой загрузке, сам игровой процесс начинается только «нажмите любую кнопку» 5. стартовый экран (там, где можно «начать новую игру», «продолжить», выйти в windows) гораздо лучше чем в сталкерах. «Бодрячком, пацанчики, бодрячком»
Про «шерсть», отрицательные моменты: 1. при каждом запуске пишет, что нужно обновить драйвер для видео карты. Имхо – ну сообщила раз и запомнила бы, что на «старых» тоже работает 2. нефиговое количество непрокручиваемых роликов при запуске. Утомляет ждать.
Теперь «кости» - игровой движок, есть только плюсы: 1. графика действительно хорошая, при наличии адекватного железа. После того как я утомился смотреть отличные слайд-шоу, поставил на DX9 и графику Low. И ничего, жить можно; 2. отсутствие вылетов вообще; 3. отсутствие багов в этом заскриптованном мире в квестах. Вспоминая сталкер – это, конечно, достижение; 4. отличная анимация оружия при перезарядке; 5. очень хорошая анимация движения персонажей. Лица хорошо проработаны, но мимика сделана не очень хорошо; 6. оригинальные идеи ручной подзарядки фонарика и пневматического автомата; 7. отслеживание хед-шотов (лучше стрелять в шею т.к. там не брони). При попадании в кассу или маску, она может и слететь с персонажа. Есть реакция на ранения; 8. движок поддерживает прорисовку аномалий «холодец» и «полтергейст» (шутка); 9. помимо темных туннелей с минимумом освещения, движок может выдавать и хорошие картинки как под землей (станция «полис») так и на улице в дневное время 10. трехмерщина не проверялась т.к. железо слабовато; 11. вступительный ролик сделанный на движке игры выглядит очень эффектно; 12. эффектное наложение флеш-беков, когда на унылую действительность накладывается изображение того, как эта местность выглядела «до …»;
а теперь самое вкусное данного блюда – непосредственно «мясо». Автор шуток юмора был доставлен со своими доработками прямиком из S.T.A.L.K.E.R. и ничего в своих подходах не менял. Запомнившиеся: 1. «Бодрячком, пацанчики, бодрячком» 2. (при въезде в Полис) «Ми фашисти, приехать захватить ваш станция!» и типа «немецким» акцентом Игру «в целом» я бы классифицировал не как шутер (линейный или рельсовый), а как переработанное издание книги «Метро 2033» в виде интерактивного видео. Игра сажает главного героя на короткий поводок и, связав руки за спиной, тащит по местному зоопарку … простите, «по карте метро» … тьфу …в общем «вдоль сюжетной линии», периодически разрешая «попить из фонтатчика», поесть или потырить патроны у трупов, а потом снова тащат вдоль клеток с местными аборигенами. Можно даже представить голос экскурсовода, с бадюковской хрипотцой и шутками, встречающего очередную партию экскурсантов перед входом в заведение: «Братва, наш зоопарк был основан в две тысячи … каком-то году. Недавно мы провели евроремонт с применением стройматериалов DirectX 11 и завезли новый зверинец, который вы еще не видели в Зоне. Только в нашем зоопарке вы сможете: - увидеть живого сталкера Хантера ; (руками не трогать; автографоф не дает) - познакомиться и увидеть смерть бандюка Бурбона; - пообщаться с последним воплощением Чингиз Хана; - спасти сына заслуженного и широко известного сталкера Мельника; - поучаствовать о опасном сафари на «под землей» и «на земле». (трофеи брать запрещено, но объем отстрела не ограничен); - посмотреть в глаза Библиотекарям и, при желании, пристрелить парочку; - устроить парочку взрывов с обрушением в специально оборудованных местах; - желающие, могут сжечь базу черных, а остальные понаблюдать со стороны. По окончании экскурсии всех проводят в автобус, который немедленно покинет территорию. Свободного времени после экскурсии графиком не предусмотрено. Питание и оружие на территории – за свой счет.» Да, у «местных» есть жизнь, но проходит она как-то мимо главного героя, так сказать «за решеткой», отделяющей посетителя зоопарка от живности, которую он наблюдает. У местных есть что послушать (озвученные хорошо поставленным голосом фрагменты книги) и даже пару раз в что-то вмешаться «дать банан мартышке» … тьфу … «дать патрон мальчишке». Согласно книге, выходы на поверхность это необычное событие, а тут вполне рядовое. А теперь желающие могут включить читы, выставить уровень сложности и «с песней по рельсам» начинаем нарезать кусочки. «мясо», плюсы: 1. сами станции очень детально проработаны. Кучи мелких деталей – надписи, предметы, вещи; 2. переключение сложности в любой момент; 3. экскурсионная программа построена интересно и местами интенсивно . Вагоны эффектно падают; 4. идея «патроны» = «деньги» весьма оригинальна. В Fallout были «крышки», но стрелять деньгами,afaik, еще никто не додумался 5. процедура загрузки с чек-поинта проходит весьма быстро. Игра стыдливо умалчивает «что грузит» и не показывает «градусник» загрузки, но с этим можно смириться. 6. оригинальная процедура мародерства – нужно не просто подойти к «тельцу» а еще и внимательно его обшарить. 7. (скорее плюс, чем минус) авторы не злоупотребляли QTE. В памяти осталась только пара мест, когда нужно что-то сделать «на время»: 7.1. открытие ворот Бурбоном. Если успеть дойти до открывающихся ворот – из темноты протянет руку «черный» и чек-поинт будет пройден; 7.2. пробежать по разваливающимся мостикам на улице и спрыгнуть в открытый люк. Если не успеть пробежать – мостик разваливается (вроде). Если не успеть спрыгнуть – прилетает «птичка» и швыряет ГГ головой в стенку; 7.3. (где-то в Библиотеке) лестница вниз вокруг шахты лифта; 7.4. на станции Черная – побег при попытке ареста Ульмана. Нужно аккуратно повернуть несколько раз, а потом повернуть туда, куда Ульман махнет рукой (влево); 7.5. на Останкинской башне – помучить кнопку «Е», когда ГГ будет срываться с разваливающейся лестницы; 7.6. несколько моментов, когда на ГГ прыгает зверюга и нужно долбить «Е», чтобы зарезать её ножом; 8. битва на дрезинах. Немного утомительно, но вполне забавно. 9. спасение «мальчика» - садится на плечи, мешает быстро поворачиваться, но зато пытается предупредить о крадущихся врагах. За доставку предложат патроны, от которых можно и отказаться. Если не изменяет память, это вроде сын Мельника. 10. внутри Библиотеки. Разбить дверь путем выстрела в люстру. 11. база Д-6. извлечь из реактора стержни путем управления подвесным краном, что, по логике авторов игры, приведет его в работоспособное состояние. При управлении, дается вид сверху. Мышкой – травим и выбираем трос. 12. неплохо сделан указатель направления (т.к. карты в человеческом понимании нет – это весьма интересный предмет) – в виде планшета, на котором отображается зеленая стрелка, куда нужно идти. Часто стрелка «локализуется» - т.е. показывает не итоговое направление на цель, а куда нужно идти из данной точки. Имхо – карта было бы более привычно. 13. неожиданное убийство Хана. Честно – не ожидал. 14. забавна попытка двух угонов чужих идей: 14.1. эпизод выхода на улицу, когда перед ГГ через расщелину прыгает Бурбон, а ГГ срывается, но в последнюю секунду ему протягивает руку Бурбон и спасает. Аналог – Modern Warfare 2, только там еще и ледорубы были и расщелина поглубже 14.2. чудовище на Д-6, сидящее около ядерного реактора. HalfLife, мир Xen были аналогичные существа 14.3. висящие с потолка языки в библиотеке. Аналогично Half-Life, только там их можно было отстрелить.
«мясо», минусы: 1. (самая главная ересь) у нас нет свободы. Вообще ее нет. Тащат на поводке вдоль сюжета и рассказывают историю; 2. возврат назад по карте или просто к пройденной только-то локацией «конструкцией не предусмотрен»; 3. нет нормальных save/load. Есть приставочные чек-поинты, которые невидимы и как-то расставлены. Не буду спорить, похоже, что расставлены часто удачно, но … неприятно, что момент сохранения не контролируется; 4. (ересь!) нет инвентаря; 5. нет возможности купить два пистолета и повесить на них свои кнопки выбора (на кнопке 2 – пистолет с глушителем, а на кнопке 3 – пистолет без глушителя); 6. (ересь!) даже в Сталкере можно было варьировать используемое сейчас оружие (ГГ держит типа один автомат «под рукой», а другой «в рюкзаке»); 7. судя по звукам, есть радиация, а никаких дозиметров-радиометров нет. Противорадиационных средств тоже нет. Когда есть излучение – «что-то» начинает «трещать» похожее на сталрековский звук радиации; 8. никакого ремонта, апгрейда костюма или оружия нет. Даже простейшее – есть пистолет с глушителем – нет возможности его отсоединить. Или, имея пистолет, купить для него глушитель или оптику; 9. патроны только двух типов – «обычные» и «деньги». Что-то типа «бронебойных», «зажигательных» отсутствует; 10. автоматы лежат около трупиков, а поднять их нельзя; можно сказать что, логично, если провести аналогию со старой шкурой, которую сбросила змея. Посетителям ведь не дают «просто так» подобрать ее и унести с собой; 11. способа просто «что-то» продать не нашел. Продать пистолет можно только купив более дешевый пистолет и получив разницу; 12. «товары» в магазинах можно просматривать только «по одному». Нет прайс-листа со списком всех имеющихся в наличии товарами, характеристиками и ценами, как в Сталкер/фаллаут и других играх; 13. на станциях встречаются «бары», в которых есть «бармены», но купить и них ничего нельзя; 14. нет карты уровня. При отсутствии свободы перемещений она как-бы и не нужна. Зекам в тюрьмах тоже карту тюрьмы не выдают т.к. незачем им ходить «куда вздумается»; 15. для «подрывных» дел, заботливо указано единственно возможное место установки взрывчатки. Даже в этом вопросе нет свободы. Средства подрыва, как можно уже догадаться, тоже уникально; 16. на базе Д-6. когда нужно пройти через постоянно появляющиеся взрывоопасные шары, при этом сохранить жизнь напарнику-болванчику. Постоянно лезущий напролом и, что логично, гибнущий напарник – это утомляют. Возможности предварительно зачистить территорию в игре нет; 17. (очень хорошо сделано в Fallout 3) нет возможности собрать свое оружие; 18. (очень хорошо сделано в Fallout 3) нет оружия, стреляющего подножным мусором; 19. выбор покупок стволов ограничен (возможно это баг). «Почему-то» даже при наличии денег, некоторые стволы есть в магазине, а при попытке продать, продавец сообщает или «зарезервировано» или что-то аналогичное; 20. в некоторых местах под землей намазали стены или пол «ведьминым студнем» и посадили там грибы. Я эту шутку не понял; 21. (судя по пред-игровому рассказу) и автоматического шот-гана есть уникальная фишка – можно противника бить прикладом (не проверял т.к. не пользовался дробовиками). По видимому, бить прикладом автомата или рукояткой пистолета запрещает некая религия; 22. стелс-прохождение не является обязательным ни в одном из моментов и это хорошо. Ибо не любитель я стелс, особенно «стелс на рельсах»; Финал игры (с бомбежкой черных или без) неизбежен как окончание фильма. В зале кинотеатра вспыхивает свет, а на компьютере запускаем uninstall т.к. «если тут и есть жизнь, то как-то влиять на неё главный герой не может, ибо - не велено». Если на базе текущего движка сделать Сталкер или AI сталкера добавить в метро-2033, затем вернуть инвентарь, карту и прочие плюшки и дать, наконец, «свободу» действий и перемещений … то жизнь тут обязательно появится.